Истории одной тосканской пьяцетты

Подслушано в городе Лукка
В тосканских городах заведомо хорошо. Старина, красота и вкусная еда. Лукка не исключение. Милый, уютный городок, любимый туристами. Вроде все сокровища на виду. Крепостные стены, музеи, фасады, башни. Прогулялся по улочкам, зашел в пару церквей, съел тосканский суп. Поставил галочку, но место не стало родным. Ты не стал в нём "своим".

А мог бы увидеть секретные сады, террасы на крышах, побывать в элегантных салонах аристократии. Слепить настоящие торделли и взять уроки живописи у местной художницы. Выведать тайны и подслушать легенды.
Люди. Вот ключ к пониманию этого сказочного города.
Есть крохотная пьяцетта, её нет на карте. Идешь себе по виа Сант-Андреа (Via Sant'Andrea). Доходишь почти до конца, и тут слева – она. Пересекаешь невидимую границу – ты в несуществующем месте. Однако жители в нем самые настоящие.

Здесь живёт Рафаэлла – рыжеволосая художница. Гайя – элегантная хозяйка в палаццо 14 века. И Грация – веселая неаполитанка, владелица винного бара.

Именно благодаря им троим, я узнала совсем другую Лукку. Город открылся мне по-новому. Наполнился личными впечатлениями и историями. Стал ближе и родней. Из очередной туристической отметки на карте, он стал "моим".

Давайте знакомиться?! Как знать, возможно Лукка станет таким же личным местом и для вас.
ПереулОК Вееров
"Нам хотелось создать что-то особенное: принимать гостей в палаццо с историей"
Толкаю мощную дверь палаццо. Высоченные потолки, широкие крутые ступеньки. Поднимаюсь на второй этаж. Навстречу выходит кудрявая Гайя. Улыбается.

Прохожу в салон. Несколько столов разных форм и размеров, кожаный потертый диван, старинные гравюры. Рядом с диваном – стопки потрепанных книг и толстых альбомов.

Снаружи желтеет палаццо с черепичной крышей. В утреннем солнце переливаются зелеными янтарями листья пахиры.

На кресле лениво разлегся друг пёс.

- Ав, – мирно приветствует он.
Гайя разливает кофе в изящные винтажные чашечки. Садится рядом и листает издание 1988 года.

- Вот, смотри, наш палаццо зовется Джентили (Gentili), он 14-го века. Им владели Франчиотти (Franciotti), а затем семья Оттолини Бальбани (Ottolini Balbani). Типичный луккский палаццо того времени. Широкие окна, трифоре, бифоре, пентафоре (trifore, bifore, pentafore).

- С мужем Джулио мы вместе с 17 лет. Мечтали о собственном деле. Семейном.


- В 1999 году в Лукке были и отели, и zimmer (аренда комнат). Но нам с мужем хотелось создать что-то особенное: принимать гостей в настоящем луккском доме. И не просто доме, а в палаццо с историей.

Мы случайно узнали об этаже в здании 14-го века, который можно восстановить и арендовать. В это же время палаццо признали объектом культурного наследия, а значит, любое изменение в архитектуре надо было согласовывать с городом, чтобы не навредить старине. А она здесь в каждой щели.
Очищали пол – нашли венецианский терраццо (pavimento palladiano), вид мозаичного пола со времен Античной Греции. Конкретно этот – 15-го века.

Где остановиться в Лукке
Выбеливали стены – обнаружили фрески эпохи Возрождения. Оставили их на виду. Теперь фрески украшают каждую комнату.




B&B La Romea
Чтобы не тревожить старинные стены, все трубы пришлось провести снаружи. Водопроводные, трубы кондиционера. Батареи тоже сделали на виду.
B&B La Romea
Лишний гвоздь – катастрофа. Поэтому в каждой комнате поставили торшер, чтобы зря не дырявить балочные потолки.

В комнате "аззура" (голубая) убрали стену, чтобы открыть потолок, расписанный узорами 18-го века. Получилась просторная спальня.

С нуля создали ванную комнату. Внутри – фрески и умывальник ручной работы. Паркет. Кресло, перетянутое шелком. Не ванная, а нарядный будуар.

Ванные, кстати, сделали в каждой комнате, всего их пять.
– Мы строили Ромеа (La Romea, название места. – автор), как собственный дом. Каждый, буквально каждый кусочек придуман нами. Я купила кучу журналов с дизайном и интерьерный глянец. Мы вырезали понравившиеся фрагменты и примеряли между собой. Потом шли воплощать идеи, искали акценты.
Гайя и Джулио ездили по рынкам антиквариата, собирали подходящую мебель. Два небольших стола для настольных игр нашли в Лукке. Стулья 30-х годов отыскали в Турине, они были пронумерованы, принадлежали офису социальных выплат. На большом комоде 19-го века из семейных закромов когда-то раскатывали тесто. Внутри хранили муку, сейчас Гайя сервирует там завтрак.

Лампы итальянских дизайнеров вперемешку с деревенской мебелью, элегантные торшеры и сделанные вручную светильники. На стенах картины местных художников.

– Когда мы начали работы, весь этаж был в плачевном состоянии. Не было почтового ящика, звонка, висела паутина времен средневековья. Благодаря нам, не просто этаж, а целый палаццо воспрял духом. Мы подарили ему новую жизнь.

- Ромеa – наше третье детище, мы вложили в него столько же любви и энергии, как в собственных сыновей. Мы начали делать Ромеa, когда ждали первенца Филиппо. Сейчас ему 20 лет.
- Получается вы восстановили палаццо, вам не принадлежащий? Была ли идея его выкупить? - интересуюсь я.

- Мы о таком и не мечтали! Да и потом, владельцы не продали бы. Ромеa не принадлежит нам. Он родился, мы подняли его на ноги, заботимся, ухаживаем, но однажды нам придется отпустить его, также, как и наших детей.


- Раньше Лукка была усыпана крохотными лавками. Не было сетевых магазинов, больших брендов. Здесь внизу, на пьяцетте, работали аж два обувных мастера. Cуровый Уго чинил. Напротив – другая мастерская, там шили на заказ.

Например, всю ткань мы заказывали у Антонио, его называли "Антонио стоффа" (stoffa– ткань). Это был лучший магазин тканей в Лукке. Теперь он закрыт.

Антонио приходил, раскатывал метровые рулоны тканей, и мы примеряли, что подходит для каждой из комнат. Гардины в нашем салоне еще с тех времен, такая добротная ткань.



Гайя взахлеб рассказывает о любимой Лукке:

- А ты знала, что под пьяцца Наполеоне находится фундамент церкви? А храм Санта-Мария-Кортеорландини – это же местная Сикстинская Капелла! Вся исписана красивейшими фресками.






Лукка невероятная. Сказочная. Чувствуешь себя, как принцесса в замке. Здесь столько интересного.

Например, точный адрес Гайи, – Vicolo delle Ventaglie, переулок вееров. Здесь, в переулке делали вееры, но не от жары, а наоборот. Ими раздували огонь в каминах. Отсюда и название.

Мощная резная дверь с левой стороны палаццо, говорят, создана мастером средневековья Якопо делла Кверча. За дверью, кстати, все еще работает самая старинная багетная мастерская Лукки.
Когда есть время, Гайя показывает гостям любимые окрестности. Возит по фермам, горным сёлам, королевским виллам и семейным усадьбам.

Окрестности Лукки не так знамениты, как Долина Орча, к примеру. Но здесь столько интересного! Шотландские города, да, да, там правда живут шотландцы (Barga), крепости 10 века (Fortezza delle Verrucole), и даже деревушки, где проводят настоящие средневековые праздники (Vicopisano).

На вопрос о мечте, Гайя задумывается и отвечает:

- Я просто хочу делать своё дело хорошо. Чтобы гости, уезжая, говорили: "Гайя, я словно побывал у вас дома". Это лучшая похвала.
Выхожу из палаццо, навстречу выбегает Грация:

- Уей, Лидия, белла, идем ко мне. Я такой овощной пирог сделала, пальчики оближешь!
Baccanale Lucca
неаполитанкА в ТосканЕ
"Знаешь, маленькие деревеньки и городишки, где есть единственный бар.Так вот, я стала таким баром"
Грация – хозяйка уютного винного бара напротив палаццо Гайи. Переехала из Неаполя в Лукку. Было непросто. Местные поначалу не заглядывали, только туристы. Помогло неаполитанское гостеприимство. Сложно перед ним устоять.

– Знаешь, маленькие деревеньки и городишки, где есть единственный бар. Так вот, я стала таким баром. Пьяцетта - вроде деревеньки, и все ходят в единственный любимый бар по соседству.

На бокал вина спускается даже пенсионер Рене, француз, он решил состариться в Лукке. Живет в доме напротив. Выше -квартира Армандо, владельца местного супермаркета. Над ним живет пара с приемным ребенком. За баром обитает Микеланджело с женой и двумя очаровательными девочками с белоснежными волосами (bellissime bambine bionde).


Там же - дом самой старшей жительницы пьяцетты, Рафаэллы, художницы. Вместе с покойным мужем она устраивала выставки, супруги были меценатами искусства и, как сказали бы сегодня, – продюсерами новых талантов.








Каждый день Рафаэлла выходит кормить бездомных котов у дверей парадной. Самый любимый – Росетто, рыжий, как она сама.

Рафаэлла часто рассказывает о своем детстве. Их, тогда еще детей, возил по улице однорукий продавец игрушек.

Перед глазами старая Лукка. Дети визжат, продавец вот-вот их уронит. Толкает тележку левой рукой.









На самом деле, пьяцетты не существует. С точки зрения урбанистической, это кортиле (cortile) – тосканский двор. Правда, атмосфера здесь не дворовая: никто не кричит, не играет в салочки.

Каждый, кто появляется здесь, уважает настроения места. Здесь не может быть шумного паба, например.

Можно сидеть с книгой, потягивая вино или любоваться средневековыми арками, церковью, наблюдать за жизнью. Пьяцетта спрятана от потока туристов и вместе с тем - рядом с башней Гуиниджи, главным символом города.

Пьяцетта – тосканский двор с шармом

- По образованию я архитектор. В Лукку меня позвали, чтобы переделать мастерскую обувщика в бар. Я влюбилась в это место сразу. Особенно в дверь. Благородный серо-зеленый. Характерный для Лукки цвет. Поэтому оставила дверь как есть.

Когда закончила ремонт, тогда еще жила в Неаполе, владелец предложил мне войти в долю. Я согласилась и приезжала в Лукку раз в две недели. А потом партнер вышел из бизнеса, и я выкупила его часть. Создавала это место, как для себя, и оно оказалось моим на самом деле!

Удивительно, но любой, кто приходит, сразу усаживается на место обувщика. Он работал именно здесь, в этой точке.
Грация угощает гостей домашней едой. Самые любимые рецепты – тосканские. Например, торделли, классический луккский рецепт. Вроде больших пельменей с мясом. Их специально готовит местная умелица из отборных ингредиентов. Иногда Грация проводит уроки лепки торделли для своих клиентов.
Винный бар Лукка
Готовит брускетты: осенью с трюфелем, боровиками, летом с помидорами, свежими сырами. Зимой готовит сытные супы. В Лукке любят суп из фарро (zuppa di farro). Его готовят из овощей и полбы. В готовый суп хорошо добавить свежее оливковое масло и листик базилика.
Аперитив Лукка
Обожает десерты. Например, делает не классический тирамису, а с ягодами. Тирамису, как оказалось, – тосканское изобретение. Его приготовил кондитеры Сиены в честь приезда Козимо Медичи и назвали "zuppa di duca" ("суп правителя").
Аперитив Лукка

Винный бар словно центр пьяцетты. А Грация – главный вдохновитель. Она притягивает остальных жителей, воодушевляет их на эксперименты. И вдыхает в пьяцетту новую жизнь.

Например, в хорошую погоду Грация организует пленэры. Рафаелла даёт гостям уроки живописи.
Еще Грация собирает корзинки для пикника. Можно взять велосипеды и поехать на стены. Там пообедать среди вековых платанов, полюбоваться городом, черепичными крышами.

По вечерам здесь звучит тихий джаз и мерцают свечи. Летом в церкви проходят концерты живой музыки.



- Для того, чтобы Лукка открылась, надо подружиться с местными. Теперь я точно это знаю. Представляешь, возле меня, с другой стороны, есть секретный сад!? Он принадлежал когда-то церкви. Я мечтаю делать там частные мероприятия. А еще - организовывать аперитивы на закате, на террасах луккских крыш. В домах моих клиентов, ставших теперь подругами.









- Здесь, в Лукке я нашла свой дом. И нашла себя. Я верю в то, что нет ничего случайного.

Это место, пьяцетта - дружное соседство, любимая работа, свобода. Что еще надо? Каждый день я встаю и благодарю Бога за новый день, начинаю его с улыбкой.

Я очень счастливый человек.

Винный бар Лукка
Из окон выглядывает Рене:

- Салю, ма бель!

- Салю Рене, са ва?
Где искать героев истории
Конечно, на несуществующей пьяцетте Сант-Андреа в Лукке

Будете в Лукке, передавайте привет от Лидии.